Как из северного Рима были выгнаны католики

Башни Кафедрального собора Святого Петра видны издалека. Здесь, на его ступеньках я назначаю свидание гостям моих прогулок по старому городу потому что это удобно, но и еще потому, что здесь начинался Бремен. И практически на каждой экскурсии кто-нибудь да спросит: а это ведь католический собор? Нет. То есть да, он был им когда-то, но … Давайте-ка разберемся как Бремен пришел к протестантизму.

Долгие годы  ДОМ был оплотом католической церкви во всей северной Европе. Заложенный еще во времена царствования Карла Великого, он был опорным пунктом мессинонерских походов на Скандинавию, здесь заседал верховный Епископ и следил, чтобы папские распоряжения неукоснительно соблюдалось в северных землях, населенных саксонскими племенами. Бремен называли Северным Римом.

31 октября 1517 года Мартин Лютер прибил к воротам Виттенбергского собора тезисы, в которых он выступил против католической церкви и новое учение стало быстро распространяться по Европе. Первые упоминания о проникновении реформационных идей в Бремене относятся к ноябрю 1522 года, когда здесь появился беглый монах-августинец Генрих фон Зютфен. На пути из Нидерландов в Виттенберг он зашел погреться у гостепреимного камелька, ведь дело было поздней осенью. Речи монаха пришлись по сердцу хозяину дома, который был членом городского совета и ему было предложено прочитать воскресную проповедь в Ансгари-Кирхе.

В своей крамольной проповеди брат Генрих смело называл Папу Римского антхристом, епископов – ворами и разбойниками, кайзера – убийцей, а все они настолько искажают слово божье, что нельзя верить никому из них. Речь  как ни странно пришлась по душе представителям городского севета и ему предложили погостить в Бремене, на что верховный епископ немедленно отреагировал, потребовав выслать подлого еретика из города.

Горожане показали, что они не робкого десятка и, взяв монаха-реформатора под защиту, предоставили ему право проповедовать 2 раза в неделю. Не на шутку перепуганый епископ был вынужден сам покинуть город, он сбежал в Ферден (Verden) и начал стягивать военную помощь из родственных ему герцогства Брауншвейгского и Датского королевства. Горожане в ответ на это укрепляли бастионы и чинили дыры в крепостной стене.

И тут ситуация вышла из под контроля: по приказу городского совета жители Бремена разрушили стоящий у восточных ворот города бенедиктинский монастырь (St. Pauli Kloster), а другие: доминиканский (Katharinen Kloster) и францисканский (Johannes Kloster) были распущены.

В начале 1524 года в Бремене появились новые проповедники-евангелисты: монахи из Нидерландов Яков Пробст и Иоганн Тиман. Теперь в каждой церкви можно было услышать заветы Лютера. Брат Генрих, решив, что достаточно вразумил жителей Бремена, продолжил наконец свое странствие, но не успел он отойти от ворот города, как его схватили и подвергли казни. А еще через год епископ добился арбитражного суда, на котором предстояло решить, какой вере быть в городе. Интересы новой веры защищал посланец Лютера, которому Бремен заплатил немалую сумму в 100 гульденов, что равнялось примерно 2,5 кг серебра. Кроме того, на заседание были приглашены представители союзных ганзейских городов: Гамбурга, Любека, Штаде и Букстерхуде. Гамбург одним из первых выгнал католиков из своих церквей, с другими городами дело обстояло иначе: в Любеке все простое население города были протестантами, верхушка же общества оставалась католической. Восемь долгих дней длился процесс, на котором бременцы стойко защищали свое право исповедовать новую веру. И отстояли, хотя пришлось заплатить немалую неустойку за разрушенный монастырь и вернуть доминиканцам и францисканцам их имущество.

Прошел еще год и в Бремене уже не осталось места, где служили бы католическую мессу кроме Кафедрального Собора, который пустовал попричине отсутствия паствы и в конце концов его пришлось закрыть на долгие 70 лет, по истечениии которых он, наполовину разрушенный, подчинился наконец большинству и перешел в полное распоряжение протестантов. А в 1528 году и монастыри были окончательно закрыты, их помещения стали использовать в светских целях: в одном разместили школу, в другом — больницу для бедных. Такова история становления протестантизма в вольном ганзейском городе Бремене. Благодаря этому скорому переходу из одной веры в другую, кровопролитная 30-летняя война, бушевавшая на просторах Германии, обошла город стороной. Бременцы продолжали заниматься торговлей и мореплаванием и преумножать свои богатства. Именно к этому периоду относятся прекрасные памятники Ренессанса, которыми мы и сегодня можем полюбоваться во всей их красе.