Kinder, Küche… — und Kunst

Нет, я не ошиблась. Сегодня вместо Kirche я пишу Kunst, потому что речь пойдет не о простых женщинах, а о художницах, о сегодняшней имениннице — Пауле Модерзон-Беккер.

В 1901 году, 8 февраля в поздравительном с днем рождения письме отец пишет Пауле, что он «отпускает ее из-под опеки родительской под опеку мужа». Отдадим ему должное, он долго продержался: целых 4 года Паула училась живописи, стремясь доказать, что сможет своим искусством зарабатывать на хлеб. Но тогда ее время еще не пришло, ведь то, что делала Паула было слишком авангардно и не находило отклика ни у критиков, ни у публики. Выход был либо выходить замуж, либо жить в нужде и социальной несвободе.

Паула выбирает первое, хотя это был рискованный шаг, для многих художниц 1900-х годов замужество означало конец творчеству, амбициям и мечтам о карьере. Некоторые подруги Паулы по курсам рисования в Ворпсведе вышли замуж за художников: Герта Шталшмидт стала именоваться фрау Маккензен, a Гермина Роте — фрау Овербек-Роте . Oбе они забросили рисование и посвятили себя детям и домашним хлопотам.

Но дерзкая Паула — совсем другое дело, она была настроена решительно, да и Отто Модерзон был рад связать жизнь с человеком, одинаковых взглядов на жизнь и творчество, он не собирался запирать жену на кухне. Паула с удвоенной энергией работала: по 8 часов в день она творила в своей мастерской  и восхищала мужа, который писал: «Никто в Ворпсведе не интересен мне так как Паула… у нее буйное чувство цвета и формы, я учусь с ней и у нее.“

Паула оставила после себя огромное наследие. Она ездила в Париж, изучала творчество других художников, шлифовала свою живопись.

Но женская доля все-таки настигла и оборвала ее жизнь трагическим и банальным для того времени способом: послеродовое осложнение и как следствие — эмболия.

Ее друг, Райнер Мария Рильке написал на смерть Паулы реквием, вот строки из него:

«Так ты и умерла, как в старину
кончались женщины, по старой моде,
в живом тепле, испытанным концом родильницы, что хочет и не может
сомкнуться, потому что темнота, рожденная в довес к младенцу, входит,
теснит, торопит и сбирает в путь.»
(перевод Б. Пастернака)

Иллюстрация статьи – картина Отто Модерзона из музея художника в Фишерхуде

Иллюстрация статьи – картина Отто Модерзона из музея художника в Фишерхуде